11
Квітень

Зачем импортировать барыг?

Автор  Олександр Соколовський, 11.04.2017

Свежая тендерная история, о том, какие новые способы придумывают решалы, чтобы несмотря на Прозорро, подставить своего поставщика, остальных выкинуть, и, похерив конкуренцию, поднять цену закупки на 30%!

Вот почему, когда украинец переезжает работать в Европу, он начинает жить по их цивилизованным правилам, а когда в Украине во власть попадает иностранец, то за короткое время зачастую заражается вирусом коррупции? Пороблэно, или есть еще версии? Не спорю, что высокая зарплата иностранцам-руководителям у нас, это необходимое условие их пребывания на должности. Но достаточное ли? Вот возьмем гражданина Польши Войцеха Балчуна, возглавляющего Укрзализницю. При зарплате (и это еще без бонусов) в 460 тыс.грн. в месяц, должен ли он экономить бюджетные деньги? Или украсть больше 12 миллионов только на одной позиции (а именно на столько озвучено поднятие суммы закупки одномоментно с выбрасыванием из тендера всех, кроме своих) - пыль для моряка? Должен ли он следить за тем, чтобы в тендерных закупках были равные условия для всех, а не изменять их незадолго до тендера, расчищая дорогу монополисту? Ответ вроде бы понятен.

Но тогда расскажу случившуюся сегодня очень грязную историю, непосредственным участником которой оказалось мое предприятие. С 2014 года Текстиль-Контакт начали работать с УЗ по поставке постельных комплектов. Кстати, если в 2012 г. эти комплекты закупались за 146 грн., то в конце 2014 мы их поставляли за 112 грн., хоть курс уже улетел в разы. Взяток не даем, за качество по всей строгости отвечаем. Нас за это не любят, но до последнего времени мы как-то держались за эти заказы, хоть и не всегда выигрывали. Война на Прозорро шла за доли процента, и хоть из-за курса и роста цены хлопка стоимость комплектов выросла в 2016 в среднем до 202 грн, мы уже не всегда могли в эту цену "вписаться", но все равно периодически работали с ЖД! При этом была честная конкуренция, а не "война откатов". Видимо кому-то это надоело.

И вот объявлены новые торги на 2017 год. На кону 216 тысяч постельных комплектов для Укрзализници. 20 марта конечная дата подачи тендерного предложения. Условия конкурса как никогда жесткие, но выполнимые. Ожидаемая сумма закупки 56,4 млн.грн. с ценой комплекта 261 грн (плюс еще несколько тендеров с бельем для СВ на сумму около 12 млн.). Повышение ожидаемой цены по сравнению с 2016 нас не удивляют - цена хлопка привязана к бирже и растет, а курс гривны к $ непредсказуем. Но резерв есть и мы понимаем, что предстоит нешуточная борьба с другими украинскими производителями на площадке Прозорро, а там, где конкуренция, всегда есть экономия для закупщиков госпредприятий. Но вдруг сегодня (когда до конечного срока подачи документов остается 3 недели!)тендерные условия меняют, а тендер переносят аж на 1 (один!) день! И добавляют дополнительные квалификационные требования к поставщику в виде наличия:

1. Сертификата соответствия системы менеджмента качества производителя требованиям международного стандарта ISO 9001-2008.

2. Наличие сертификата Oeko-tex Standart 100 на подтверждение соответствия сырья классу 1 или 2.

Понимаю, что для непосвященного человека это ни о чем, расскажу подробнее, что это за документы. Сертификат ISO 9001 - это серьезнейший документ, который выдает Национальное агенство Украины по аккредитации, являющееся представителем головного офиса во Франции. Чтобы получить Сертификат на соответствие системы менеджмента качественным требованиям стандарта ISO 9001 нужно:- подготовить пакет документов, что на предприятии внедрена система менеджмента качества;- подать заявку в орган сертификации;- дождаться своей очереди на проведение сертификационного аудита на соответствие требованиям стандарта и затем потратить минимум неделю на сам аудит;- оплатить это удовольствие в десятки (для малых предприятий минимум 50 тыс.) или сотни тысяч гривен (в зависимости от размеров предприятия) и ждать от месяца или более его получения. И далеко не каждый производитель такой аудит проходит;- раз в год проводить аудит по новой.

Только один вопрос - а на хрена? Для проверки качества продукции у заказчика есть все возможности соответствующих лабораторий, проверяющих в обязательном порядке требования УЗ по всем показателям и кроме того предоставляется обязательное санитарно-гигиеническое заключение, которое говорит о соответствии норме уровня формальдегида, пентахлорфенола. Сертификат ISO ничего общего не имеет с контролем качества для потребителей продукции и не дает никаких гарантий, что такие важные показатели, как, например, усадка или разрывная нагрузка будут в готовой продукции соответствовать требованиям заказчика, ГОСТу и ТУ. Кроме того почему то УЗ решила забыть про "Закон про публичные закупки", ст.16 разд. 3 которого устанавливает лишь следующие квалификационные критерии:- наличие оборудования и материально-технической базы;- наличие работников соответствующей квалификации;- наличие подтвержденного опыта выполнения аналогичного договора.Они прекрасно понимают, что эти критерии поставщики спокойно соблюдут и придумали свое ноу-хау! Конечно, я не исключаю, что такие кардинальные дискриминационные требования, как обязательная сертификация ISO и Оеко-Тех, Антимонопольный комитет, в задачи которого не входит экономия бюджетных средств, признает законными. Хозяин - барин, есть деньги - гуляй и заказывай все дорого! Но тогда почему не было о нововведениях не было объявлено заблаговременно, чтобы все производители оказались в равных условиях и смогли подготовиться?

Если это не коррупция, то что? Если это не удорожание закупок госпредприятием, то как это назвать по другому? И если это не сделано под единственное швейное предприятие, шьющее для УЗ постельное белье и обладающее Сертификатом ISO-9001, то получается, что Укрзализниця лоббирует кого-то из европейских поставщиков? Для многих из них это стандартная процедура при работе с крупными корпорациями. Но эти правила им там в Европе не за три недели до подачи документов нарисовали! А самое смешное, что УЗ требует именно сертификат 2008-2009 года, что не является последней его редакцией - уже есть и редакция 2015 г. Но видимо те, кто пролоббировал данные изменения, им не обладают!

Теперь о цене вопроса. От существующих на сегодня цен мы видим поднятие "ожидаемой стоимости" на 30%! И только по одному виду постельного комплекта потери бюджета могут достигнуть 12,7 млн.грн.! Я не думаю, что лично Балчун придумал эту схему и является конечным выгодополучателем. Но раз его заместитель - начальник Департамента по пассажирским перевозкам принимает такое решение, то получается, что глава УЗ не контролирует ситуацию и позволяет своим подчиненным выставлять на торги монополиста и убивать конкуренцию! Понятно, что мое предприятие будет использовать все законные способы защитить себя и обратится в АМКУ, хоть только за подачу заявок туда придется потратить более 30000 грн. Но хотелось бы, чтобы министр инфраструктуры Владимир Омельян уже не в первый раз жалующийся, что Войцех Балчун ему не подчиняется, все же нашел методы борьбы и не допустил очередного бюджетного дерибана.

Но самое страшное другое. Что эту схему самых неожиданных доптребований с "роялем в кустах" в виде кого-то одного с требуемым сертификатом, под видом борьбы за качество и "вперед в Европу", начнут юзать все, кому не лень...

ПС. Кстати, добавлю на всякий случай для тех, кто думает, что хотелки подчиненных Балчуна стандартные и в Европе вышеупомянутые сертификаты являются обязательным требованием заказчика. Вот уже больше 12 лет моя черниговская швейная фабрика "ТК-Стиль" работает с крупными покупателями Франции, Германии, Польши (среди которых "Lener Cardier", "H&M", "С&A", "Мехх", "Kirsten" и др.), которые не требуют стандартов ISO. А нам зачем в таком случае лишние затраты, разве что для рекламы? Но при этом придирчиво проверяется, а тех процессы и организация производства является нашей проблемой и заказчика не волнует! А волнует оптимальная цена, сроки и качество! Надо будет изучить плотный гастрольный график рок-группы Балчуна, записаться на прием в гримерку и рассказать об этом, добавив пару историй про Укрзализныцю, где он так мудро руководит.